Теория «множественности интеллекта»,
ГовардГарднер.
Гарднер (11 июля 1943 г.) утверждает, что интеллект – не просто явление,
состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много
различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от
других.
Интеллект – питательная среда для ума. Можно ли развить свой интеллект или
он дается нам от рождения и до конца жизни? Можно, вне всякого сомнения. Теория
множественности интеллекта ГовардаГарднера впервые была опубликована в 1983
году в книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта».
Г.Гарднер утверждает, что каждый человек обладает, по крайней мере, восемью
типами интеллекта в разной степени выраженности:
1. Вербально-лингвистический интеллект (любит читать, имеет
хорошую словесную память, имеет богатый лексический запас, любит сочинять и
т.д.). Он наиболее сильно развит у поэтов, писателей и ораторов.
2. Логическо-математический интеллект (любит счет и работу
с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и
головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению
со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях).
Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.
3. Визуально-пространственный интеллект (мыслит
зрительными образами; легче, чем тексты, читает карты, схемы, диаграммы; любит
предаваться фантазиям и заниматься искусством; хорошо рисует; конструирует
интересные трехмерные модели; при чтении больше информации получает из иллюстраций,
а не слов). Это тип интеллекта, зависящий от чувств, зрительного представления/
восприятия и способности зрительно представить предметы, включает способность
создавать внутренние умственные образы, изображения. Такой вид интеллекта
превосходно развит у художников, скульпторов, архитекторов, изобретателей и
шахматистов.
4. Моторно-двигательный интеллект (показывает высокие
спортивные результаты; удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит
разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит
бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип
интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям/ мудрости
организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела.
Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и
спортсменов.
5. Музыкально-ритмический интеллект (запоминает мелодии
песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре;
двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя;
ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта
основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на
чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.
6. Межличностный интеллект (любит общаться со
сверстниками; оказывается лидером в различных ситуациях; любит играть с другими
детьми и поучать их; умеет сопереживать, проявлять заботу о других; другие дети
стремятся в его компанию). Этот тип интеллекта проявляется в основном в
межличностном общении, подразумевает способность работать в коллективе на
условиях сотрудничества, а также способность к вербальному/ невербальному
общению с другими людьми. Священники, политики и дипломаты – это люди, у
которых он наиболее развит.
7. Внутриличностный интеллект (демонстрирует чувство
независимости/ силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет
задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой;
предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на
собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства.) Это тип
интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со
стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта
достигают психологи, учителя и воспитатели.
8. Натуралистический интеллект (интеллект
естествоиспытателя) проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным,
растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать,
классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.
Как утверждает Гарднер, степень проявления
и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта
индивидуума. Чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта,
тем больше возможностей и лучше обучение, тем лучше
развивается данный тип интеллекта.
Все восемь видов интеллекта могут быть
связаны между собой. Но любой из этих видов вы можете развить превосходно
самостоятельно.
Тип интеллекта
|
Определители
|
Умения
|
Лингвистический интеллект
|
Исключительная способность применять слова и язык в языковой практике
Чаще использует словесные образы, нежели изобразительные Хорошее чувство юмора Быстрое схватывание языковых нюансов |
Слушать Говорить Писать Рассказывать истории Преподавать Запоминать |
Логико-математический интеллект |
Исключительная способность думать концептуально с использованием логических и/ или числовых моделей Способность быстро связывать различные идеи/ информацию Склонен задавать множество вопросов Любит проводить “эксперименты” |
Решать проблемы Применять сложные цепи в рассуждениях в построении логических последовательностей Проводить контролируемые эксперименты Способность производить сложные математические вычисления Способность хорошо работать с геометрическими формами |
Пространственный интеллект |
Исключительная способность удерживать в памяти умственные образы Нравится смотреть на карты, фильмы, картины и т.д. Способность быстро составлять практические объекты (стулья, столы и т.д.) Прекрасное чувство ориентации на местности Хорошие способности к рисованию |
Понимание карт и графиков Манипулирование образами Построение/ создание Чтение Способность выделяться «аналогичными» оценочными вопросами |
Двигательный (кинетический) интеллект |
Способность умело обращаться с объектами Исключительная двигательная координация и умелые руки Хорошее чувство равновесия Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта Эти ученики самовыражаются посредством движения |
Спорт Рукоделие Драма/ мимика Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта Исключительно хорошее понимание языка тела |
Музыкальный интеллект |
Исключительная чувствительность к окружающим или природным звукам (текущей воде, колоколам и т.д.) Мгновенная реакция на музыку (положительная или отрицательная) Запоминание улучшается, когда текст прикладывается к ритму или песне |
Игра на музыкальных инструментах Узнавание образцов музыкальных произведений – в частности, тональных Способность отличиться, когда даются чрезвычайно точные параметры для представления |
Межличностный интеллект |
Способность испытывать чувства Прекрасные организаторские качества Умение быть эффективным миротворцем Способность поддерживать сотрудничество Применение вербального и невербального языка в эффективном общении с широким кругом людей |
Консультирование Разрешение конфликтов Построение команды Установка взаимоотношений Лидерство |
Внутриличност-ный интеллект |
Спокойный и скрытный Очень интуитивный Говорит о своей роли в классе во взаимоотношениях с другими Обдумывает смысл задач сверх заданного содержания |
Способность рассуждать Умение работать в команде Умение сочувствовать Склонность к философским размышлениям Постоянная озабоченность вопросами о взаимоотношениях с другими людьми |
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013
г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном,
начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
1
|
Регистрационный номер
|
I. Общие сведения
Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование
|
01.001
|
||||
(наименование вида
профессиональной деятельности)
|
Код
|
||||
Основная цель вида профессиональной
деятельности:
|
|||||
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным
программам образовательными
организациями (организациями, осуществляющими обучение)
|
|||||
Группа занятий:
|
|||||
2320
|
Преподаватели
в средней школе
|
3320
|
Персонал
дошкольного воспитания и образования
|
||
2340
|
Преподаватели
в системе специального образования
|
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
||
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
||||
(код ОКЗ[1])
|
(наименование)
|
(код
ОКЗ)
|
(наименование)
|
||
Отнесение к видам экономической
деятельности:
|
|||||
80.10.1.
|
Услуги в области дошкольного и начального общего
образования
|
||||
80.21.1.
|
Услуги в области основного общего и среднего (полного)
общего образования
|
||||
(код
КВЭД[2])
|
(наименование вида экономической деятельности)
|
||||
II. Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
|
|||||
Обобщенные трудовые функции
|
Трудовые функции
|
||||
код
|
наименование
|
уровень
квалификации
|
наименование
|
код
|
уровень (подуровень)
квалификации
|
A
|
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в
образовательных организациях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
6
|
Общепедагогическая функция. Обучение
|
A/01.6
|
6
|
Воспитательная деятельность
|
A/02.6
|
6
|
|||
Развивающая деятельность
|
A/03.6
|
6
|
|||
B
|
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных
общеобразовательных программ
|
5-6
|
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного
образования
|
B/01.5
|
5
|
Педагогическая деятельность
по реализации программ начального общего образования
|
B/02.6
|
6
|
|||
Педагогическая деятельность
по реализации программ основного и среднего общего образования
|
B/03.6
|
6
|
|||
Модуль «Предметное обучение. Математика»
|
B/04.6
|
6
|
|||
Модуль «Предметное обучение.
Русский язык»
|
B/05.6
|
6
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
|
|||||||||||
3.1. Обобщенная трудовая
функция
|
|||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
Код
|
А
|
Уровень
квалификации
|
6
|
||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
||||||||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
||||||||||
Возможные
наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
||||||||||
Требования к
образованию и обучению
|
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика"
или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей
профессиональной переподготовкой по
профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной
организации
|
||||||||||
Требования к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не предъявляются
|
||||||||||
Особые условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за
преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
|
||||||||||
Дополнительные характеристики
|
|||||||||||
Наименование
документа
|
Код
|
Наименование
базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
|||||||||
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели
в средней школе
|
|||||||||
2340
|
Преподаватели
в системе специального образования
|
||||||||||
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
||||||||||
3320
|
Персонал
дошкольного воспитания и образования
|
||||||||||
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
||||||||||
ЕКС[3]
|
-
|
Учитель
Воспитатель
|
|||||||||
ОКСО[4]
|
050000
|
Образование и педагогика
|
|||||||||
3.1.1. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Общепедагогическая функция.
Обучение
|
Код
|
A/01.6
|
Уровень (подуровень)
квалификации
|
6
|
|||||
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|||||||
Код
оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной
общеобразовательной программы
|
|||||||||
Осуществление профессиональной
деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования
|
||||||||||
Участие в разработке и реализации программы развития образовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
|
||||||||||
Планирование и проведение учебных занятий
|
||||||||||
Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению
|
||||||||||
Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений,
текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы
обучающимися
|
||||||||||
Формирование универсальных учебных действий
|
||||||||||
Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями (далее – ИКТ)
|
||||||||||
Формирование мотивации к
обучению
|
||||||||||
Объективная оценка знаний
обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с
реальными учебными возможностями детей
|
||||||||||
Необходимые умения
|
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки
учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая
практика и т.п.
|
|||||||||
Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями
детей
|
||||||||||
Разрабатывать (осваивать) и применять современные
психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития
личности и поведения в реальной и виртуальной среде
|
||||||||||
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях
включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми
потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не
является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
|
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская
ИКТ-компетентность;
общепедагогическая
ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой деятельности)
|
||||||||||
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую,
учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с
учетом возможностей образовательной организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия региона
|
||||||||||
Необходимые знания
|
Преподаваемый предмет в
пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и
основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
|
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
|
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы
развития, социализация личности, индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а
также основы их психодиагностики
|
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей
поведения в социальных сетях
|
||||||||||
Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
|
||||||||||
Основы
методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
|
||||||||||
Рабочая программа и методика
обучения по данному предмету
|
||||||||||
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих
образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов
по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования, законодательства
о правах ребенка, трудового законодательства
|
||||||||||
Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и
молодежи
|
||||||||||
Конвенция о правах ребенка
|
||||||||||
Трудовое
законодательство
|
||||||||||
Другие
характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
|||||||||
3.1.2. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Воспитательная деятельность
|
Код
|
A/02.6
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|||||||
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Регулирование
поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
|
|||||||||
Реализация
современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы,
используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
|
||||||||||
Постановка
воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера
|
||||||||||
Определение и
принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом
образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
|
||||||||||
Проектирование и
реализация воспитательных программ
|
||||||||||
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности
ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
|
||||||||||
Проектирование
ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка
(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
|
||||||||||
Помощь и
поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
|
||||||||||
Создание, поддержание
уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
|
||||||||||
Развитие у
обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы,
творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к
труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся
культуры здорового и безопасного образа жизни
|
||||||||||
Формирование
толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
|
||||||||||
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных
представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Строить воспитательную деятельность с учетом культурных
различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
|
|||||||||
Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их
|
||||||||||
Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и
т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных
представителей) и педагогических работников
|
||||||||||
Управлять учебными группами с целью вовлечения
обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их
учебно-познавательную деятельность
|
||||||||||
Анализировать реальное состояние дел в учебной группе,
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
|
||||||||||
Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
|
||||||||||
Находить ценностный аспект учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
|
||||||||||
Владеть методами организации
экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
|
||||||||||
Сотрудничать с другими педагогическими
работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере
образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
|
|||||||||
История, теория, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место
образования в жизни личности и общества
|
||||||||||
Основы психодидактики, поликультурного образования,
закономерностей поведения в социальных сетях
|
||||||||||
Основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные
особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
|
||||||||||
Научное представление о результатах образования, путях их
достижения и способах оценки
|
||||||||||
Основы методики воспитательной
работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий
|
||||||||||
Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы,
регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации
(экскурсий, походов и экспедиций)
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
3.1.3. Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Развивающая деятельность
|
Код
|
A/03.6
|
Уровень (подуровень) квалификации
|
6
|
|||||
Происхождение трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано из оригинала
|
|||||||
Код
оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Выявление в ходе
наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями
их развития
|
|||||||||
Оценка параметров и
проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды,
разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
|
||||||||||
Применение
инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики
развития ребенка
|
||||||||||
Освоение и применение
психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых
для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации,
дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями
(аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети
с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью
|
||||||||||
Оказание адресной
помощи обучающимся
|
||||||||||
Взаимодействие с
другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
|
||||||||||
Разработка (совместно с
другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными
представителями) программ индивидуального развития ребенка
|
||||||||||
Освоение и адекватное
применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить
коррекционно-развивающую работу
|
||||||||||
Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у
обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
|
||||||||||
Формирование и реализация программ развития универсальных учебных
действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в
мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и
позитивных образцов поликультурного общения
|
||||||||||
Формирование системы
регуляции поведения и деятельности обучающихся
|
||||||||||
Необходимые умения
|
Владеть
профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости
от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния
психического и физического здоровья
|
|||||||||
Использовать в практике
своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный
и развивающий
|
||||||||||
Осуществлять (совместно
с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных
общеобразовательных программ
|
||||||||||
Понимать документацию
специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
|
||||||||||
Составить (совместно с
психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику
(портрет) личности обучающегося
|
||||||||||
Разрабатывать и
реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные
программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных
особенностей обучающихся
|
||||||||||
Владеть стандартизированными
методами психодиагностики личностных
характеристик и возрастных особенностей обучающихся
|
||||||||||
Оценивать
образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и
метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом)
мониторинг личностных характеристик
|
||||||||||
Формировать детско-взрослые сообщества
|
||||||||||
Необходимые знания
|
Педагогические
закономерности организации образовательного процесса
|
|||||||||
Законы развития
личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации
и кризисов развития
|
||||||||||
Теория и технологии
учета возрастных особенностей обучающихся
|
||||||||||
Закономерности
формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических
особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
|
||||||||||
Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно
работать с родительской общественностью
|
||||||||||
Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии
детей
|
||||||||||
Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
|
||||||||||
Другие
характеристики
|
Соблюдение правовых,
нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
|||||||||
3.2. Обобщенная трудовая
функция
|
||||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации
основных общеобразовательных программ
|
Код
|
B
|
Уровень квалификации
|
5 – 6
|
|||||||
Происхождение
обобщенной трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|||||||||
Код оригинала
|
Регистрационный номер профессионального стандарта
|
|||||||||||
Возможные
наименования должностей
|
Учитель,
Воспитатель
|
|||||||||||
Требования к
образованию и обучению
|
Высшее образование или среднее профессиональное образование по
направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области,
соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной
переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации
|
|||||||||||
Требования
к опыту практической работы
|
Требования к опыту практической работы не
предъявляются
|
|||||||||||
Особые
условия допуска к работе
|
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии
с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых
установлены законодательством
Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом
порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные
установленным перечнем
|
|||||||||||
Дополнительные характеристики
|
||||||||||||
Наименование
документа
|
Код
|
Наименование
базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
||||||||||
ОКЗ
|
2320
|
Преподаватели
в средней школе
|
||||||||||
2340
|
Преподаватели
в системе специального образования
|
|||||||||||
3310
|
Преподавательский
персонал начального образования
|
|||||||||||
3320
|
Персонал дошкольного
воспитания и образования
|
|||||||||||
3330
|
Преподавательский
персонал специального обучения
|
|||||||||||
ЕКС
|
-
|
Учитель
Воспитатель
|
||||||||||
ОКСО
|
050000
|
Образование и педагогика
|
||||||||||
3.2.1.
Трудовая функция
|
||||||||||
Наименование
|
Педагогическая деятельность по
реализации программ дошкольного образования
|
Код
|
B/01.5
|
Уровень
(подуровень) квалификации
|
5
|
|||||
Происхождение
трудовой функции
|
Оригинал
|
X
|
Заимствовано
из оригинала
|
|||||||
Код оригинала
|
Регистрационный номер
профессионального
стандарта
|
|||||||||
Трудовые действия
|
Участие в разработке основной общеобразовательной программы
образовательной организации в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования
|
|||||||||
Участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды образовательной организации через обеспечение
безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в
период пребывания в образовательной организации
|
||||||||||
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и основными образовательными
программами
|
||||||||||
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей
раннего и/или дошкольного возраста
|
||||||||||
Участие в планировании и корректировке образовательных задач
(совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с
учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего
и/или дошкольного возраста
|
||||||||||
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога,
логопеда, дефектолога и др.) в работе
с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными
потребностями
|
||||||||||
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для
решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с
учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
|
||||||||||
Формирование психологической готовности к школьному обучению
|
||||||||||
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
|
||||||||||
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном
возрасте: предметной,
познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с
правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для
развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и
пространства
|
||||||||||
Организация конструктивного
взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,
материалов
|
||||||||||
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
|
||||||||||
Организация образовательного процесса на основе непосредственного
общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
|
||||||||||
Необходимые
умения
|
Организовывать виды деятельности,
осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра
(ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания
широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечения игрового времени и пространства
|
|||||||||
Применять методы физического, познавательного и личностного развития
детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной
программой организации
|
||||||||||
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического
мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных
программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего
обучения и развития на следующих уровнях обучения
|
||||||||||
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой,
продуктивной, познавательно-исследовательской)
|
||||||||||
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач, использовать методы и средства для их
психолого-педагогического просвещения
|
||||||||||
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми
и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
|
||||||||||
Необходимые
знания
|
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
|
|||||||||
Основные психологические подходы: культурно-исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая
классические системы дошкольного воспитания
|
||||||||||
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
|
||||||||||
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и
дошкольном возрасте
|
||||||||||
Основы теории физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
|
||||||||||
Современные тенденции развития дошкольного образования
|
||||||||||
Другие характеристики
|
Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований
профессиональной этики
|
|||||||||
IV. Сведения об
организациях-разработчиках
профессионального
стандарта
|
|||
4.1. Ответственная организация –
разработчик
|
|||
Государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский
городской психолого-педагогический университет»
|
|||
Ректор Рубцов Виталий Владимирович
|
|||
4.2. Наименования организаций – разработчиков
|
|||
1
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы Центр образования № 109
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий