СОВРЕМЕННЫЕ
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ ИХ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (ПРОЕКТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ)
Название метода
|
Определение метода
|
Рекомендация по их
применению
|
Методы по источнику знаний
|
||
Словесные
|
Словесные
методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа.
|
Словесные методы позволяют в кратчайший срок
передать информацию детям.
|
Наглядные
|
Под наглядными методами образования понимаются такие методы, при
которых ребенок получает информацию, с
помощью наглядных пособий и
технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со
словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы образования
условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод
демонстраций.
|
Метод иллюстраций предполагает показ детям
иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр. Метод
демонстраций связан с показом мульфильмов, диафильмов и др. Такое
подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные
является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств
наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. В современных
условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности,
как компьютер индивидуального пользования. Компьютеры дают возможность
воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда
возможных решений оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно
расширяют возможности наглядных методов в образовательном процессе
при реализации ПООП дошкольного образования.
|
Практические
|
Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей
и формируют практические умения и навыки.
|
Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием и носят
обобщающий характер. Упражнения могут
проводиться не только в организованной образовательной деятельности, но и в
самостоятельной деятельности.
|
Методы по
характеру образовательной деятельности
детей
|
||
Информационно-рецептивный
|
Воспитатель
сообщает детям готовую информацию, а
они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
|
Один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при
использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки
пользоваться полученными знаниями.
|
Репродуктивный
|
Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по
заданию воспитателя.
|
Деятельность
воспитателя заключается в разработке и
сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.
|
Проблемное
изложение
|
Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или
практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает
путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода –
показать образцы научного познания, научного решения проблем.
|
Дети следят за логикой решения
проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры
развертывания познавательных действий.
|
Частично-поисковый
|
Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на
подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.
|
Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение
проблемы пока отсутствует.
|
Исследовательский
|
Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний.
|
В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт
поисково- исследовательской деятельности.
|
Активные
методы
|
Активные методы предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте,
приобретать разнообразный субъективный опыт.
|
Активные методы обучения предполагают использование в образовательном
процессе определенной последовательности
выполнения заданий: начиная с анализа и оценки конкретных ситуаций,
дидактическим играм. Активные методы должны применяться по мере их
усложнения.
В группу активных методов образования входят дидактические игры –
специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для
целей обучения.
|
Метод - экспериментирования – действенное изучение свойств предметов, преобразование его свойств,
структуры, действенным путем установление взаимосвязи с другими объектами,
установление взаимозависимости.
Использование этого метода позволяет управлять
явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и
познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному
восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движение
воздуха, агрегатное состояние воды и др.) Экспериментирование, элементарные
опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор,
понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность,
элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять,
высказывать предположение, аргументировать выводы.
Практическое
экспериментирование и
исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия
окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их
свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять
плавучесть предметов, свойства вода и
луча света, свойства магнита и пр.
Умственное
экспериментирование, в отличие
от практической формы, осуществляется только в мысленном плане (в уме).
Умственные исследования осуществляются с помощью поисков ответов на
поставленные вопросы, разбора и решения проблемных ситуаций.
Социальное
экспериментирование,
актуализируется в старшем дошкольном возрасте. Своеобразным объектом изучения и
эксперимента становятся отношения ребенка со своим социальным окружением:
сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми
противоположного пола, с взрослыми (педагогами и близкими).
Комментариев нет:
Отправить комментарий